Сказка «Монсуудай»

Цель: Формирование лексических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Учить называть на бурятском языке героев сказки «Колобок»,

               Продолжать формировать лексические и речевые навыки. 

             Воспитывать интерес к сказкам, бережное отношение и любовь к животным.

Аудирование: Урдын урда сагта, түхэреэн, ямар гоёор дууланаш, Монсуудай дуулана, шандаган шагнана.

Лексика: Үбгэн аба,  хүгшэн эжы, монсуудай, шандаган, шоно, баабгай, үнэгэн, үгы,  дуулана, шагнана.


I. Интерактивное рассказывание сказки с предъявлением лексического минимума для его освоения детьми старшего дошкольного возраста.

Есть у меня коробочка, не простая, а волшебная. В ней живут сказки.

Повторите за мной слова и мы узнаем какая сказка сегодня спряталась в коробочке.

Фонетическая зарядка: (подобрать)

Сказка всем известная и вы ее очень хорошо знаете. Сказка называется «Монсуудай». Я буду рассказывать ее с новыми словами, услышите новые слова – повторяйте – проговаривайте и запоминайте, мне будет нужна ваша помощь.

Давным давно жили поживали - Үбгэн аба и хүгшэн эжы. Однажды Үбгэн аба говорит: «Хүгшэн эжы аа хүгшэн эжы, постряпай-ка монсуудай»

- Как же я тебе постряпаю, у нас муки-то совсем үгы. – отвечает хүгшэн эжы.

- А ты - говорит, - по амбару помети, по сусекам поскреби наберется горсть муки. Так и сделала хүгшэн эжы. По амбару помела, по сусекам поскребла и постряпала Монсуудай, вот такой «түхэреэн». 

Изжарила его на масле и оставила остыть.

Надоело лежать Монсуудай – покатился с окна на лавку, с лавки  на пол – да к двери, прыг через порог  и прямо по дороге - в лес.

Катится Монсуудай по дороге, а навстречу ему Шандаган:

- Монсуудай, Монсуудай я тебя съем!

- Үгы, үгы,  Шандаган! не ешь меня, лучше я тебе песенку спою.

Монсуудай дуулана, Шандаган шагнана:

- би Монсуудай, Монсуудай

Шандаган так и остался, а Монсуудай покатился дальше.

Катится Монсуудай по дороге, а навстречу ему Шоно:

- Монсуудай, Монсуудай я тебя съем!

- Үгы, үгы,  Шоно! не ешь меня, лучше я тебе песенку спою.

Монсуудай дуулана, Шоно шагнана:

- би Монсуудай, Монсуудай…

Шоно так и остался, а Монсуудай покатился дальше.

Катится Монсуудай по дороге, а навстречу ему Баабгай.

- Монсуудай, Монсуудай я тебя съем!

- Үгы, үгы,  баабгай! не ешь меня, лучше я тебе песенку спою.

Монсуудай дуулана , баабгай шагнана:

- би Монсуудай, Монсуудай…

Баабгай так и остался,  Монсуудай покатился дальше.

Катится Монсуудай по дороге, а навстречу ему Үнэгэн:

- Монсуудай, Монсуудай я тебя съем!

- Үгы, үгы,  Үнэгэн! не ешь меня, лучше я тебе песенку спою.

Монсуудай дуулана, Үнэгэн шагнана:

- би Монсуудай, Монсуудай…

Үнэгэн вдруг говорит: «Ямар гоёор дууланаш!!! Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.

Монсуудай обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул на морду и запел:

би Монсуудай, Монсуудай…монсогорхон монсуудайб

Үнэгэн — ам! — и съела.

Воспитатель: Подскажите ребята мне, пожалуйста, правильно ли я поняла что:

1. Колобок постряпал Аба?

2. Верно ли что, первым Колобок встретил Шандаган?

3. Правильно ли я поняла, что Монсуудайе баабгай съел? 

Продолжите предложения …

1. Катится –катится Колобок и встретил на пути ……, и спрашивает (Та  хэм тэ?)та хэн гээшэбта

2. Не ешь меня Шандаган – говорит Колобок – я тебе песенку спою ….


II. Интерактивное закрепление лексического навыка с опорой на модели.

- есть у меня волшебные карточки.  Давайте рассмотрим их.  Как вы думаете, что эти фигурки могут обозначать? 


    Они помогут нам лучше запомнить сказку. Называйте что увидите,

Энэ юун бэ? Энэ хэн бэ?

Что постряпала хүгшэн эжы?

Кого Монсуудай встретил первым в лесу? (вторым, третьим..)

Как нужно говорить, если ты не согласен с собеседником? (Үгы, үгы, )

Как о себе говорил Монсуудай? Как знакомился? (Би)


III. Интерактивная проверка знания лексического минимума с опорой на эталонное аудирование. 

      А теперь немного с вами поиграем. Проверим, насколько вам удалось запомнить сказку. (Работа с интерактивным пособием и раздаточным материалом)




Комментариев нет:

Отправить комментарий