Цель: Формирование лексических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Учить называть на бурятском языке героев сказки «Колобок»,
Продолжать формировать лексические и речевые навыки.
Воспитывать интерес к сказкам, бережное отношение и любовь к животным.
Аудирование: Урдын урда сагта, түхэреэн, ямар гоёор дууланаш, Монсуудай дуулана, шандаган шагнана.
Лексика: Үбгэн аба, хүгшэн эжы, монсуудай, шандаган, шоно, баабгай, үнэгэн, үгы, дуулана, шагнана.
I. Интерактивное рассказывание сказки с предъявлением лексического минимума для его освоения детьми старшего дошкольного возраста.
Есть у меня коробочка, не простая, а волшебная. В ней живут сказки.
Повторите за мной слова и мы узнаем какая сказка сегодня спряталась в коробочке.
Фонетическая зарядка: (подобрать)
Сказка всем известная и вы ее очень хорошо знаете. Сказка называется «Монсуудай». Я буду рассказывать ее с новыми словами, услышите новые слова – повторяйте – проговаривайте и запоминайте, мне будет нужна ваша помощь.
Давным давно жили поживали - Үбгэн аба и хүгшэн эжы. Однажды Үбгэн аба говорит: «Хүгшэн эжы аа хүгшэн эжы, постряпай-ка монсуудай»
- Как же я тебе постряпаю, у нас муки-то совсем үгы. – отвечает хүгшэн эжы.
- А ты - говорит, - по амбару помети, по сусекам поскреби наберется горсть муки. Так и сделала хүгшэн эжы. По амбару помела, по сусекам поскребла и постряпала Монсуудай, вот такой «түхэреэн».
Изжарила его на масле и оставила остыть.
Надоело лежать Монсуудай – покатился с окна на лавку, с лавки на пол – да к двери, прыг через порог и прямо по дороге - в лес.
Катится Монсуудай по дороге, а навстречу ему Шандаган:
- Монсуудай, Монсуудай я тебя съем!
- Үгы, үгы, Шандаган! не ешь меня, лучше я тебе песенку спою.
Монсуудай дуулана, Шандаган шагнана:
- би Монсуудай, Монсуудай…
Шандаган так и остался, а Монсуудай покатился дальше.
Катится Монсуудай по дороге, а навстречу ему Шоно:
- Монсуудай, Монсуудай я тебя съем!
- Үгы, үгы, Шоно! не ешь меня, лучше я тебе песенку спою.
Монсуудай дуулана, Шоно шагнана:
- би Монсуудай, Монсуудай…
Шоно так и остался, а Монсуудай покатился дальше.
Катится Монсуудай по дороге, а навстречу ему Баабгай.
- Монсуудай, Монсуудай я тебя съем!
- Үгы, үгы, баабгай! не ешь меня, лучше я тебе песенку спою.
Монсуудай дуулана , баабгай шагнана:
- би Монсуудай, Монсуудай…
Баабгай так и остался, Монсуудай покатился дальше.
Катится Монсуудай по дороге, а навстречу ему Үнэгэн:
- Монсуудай, Монсуудай я тебя съем!
- Үгы, үгы, Үнэгэн! не ешь меня, лучше я тебе песенку спою.
Монсуудай дуулана, Үнэгэн шагнана:
- би Монсуудай, Монсуудай…
Үнэгэн вдруг говорит: «Ямар гоёор дууланаш!!! Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.
Монсуудай обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул на морду и запел:
— би Монсуудай, Монсуудай…монсогорхон монсуудайб
Үнэгэн — ам! — и съела.
Воспитатель: Подскажите ребята мне, пожалуйста, правильно ли я поняла что:
1. Колобок постряпал Аба?
2. Верно ли что, первым Колобок встретил Шандаган?
3. Правильно ли я поняла, что Монсуудайе баабгай съел?
Продолжите предложения …
1. Катится –катится Колобок и встретил на пути ……, и спрашивает (Та хэм тэ?)та хэн гээшэбта
2. Не ешь меня Шандаган – говорит Колобок – я тебе песенку спою ….
II. Интерактивное закрепление лексического навыка с опорой на модели.
- есть у меня волшебные карточки. Давайте рассмотрим их. Как вы думаете, что эти фигурки могут обозначать?
Они помогут нам лучше запомнить сказку. Называйте что увидите,
• Энэ юун бэ? Энэ хэн бэ?
• Что постряпала хүгшэн эжы?
• Кого Монсуудай встретил первым в лесу? (вторым, третьим..)
• Как нужно говорить, если ты не согласен с собеседником? (Үгы, үгы, )
• Как о себе говорил Монсуудай? Как знакомился? (Би)
III. Интерактивная проверка знания лексического минимума с опорой на эталонное аудирование.
А теперь немного с вами поиграем. Проверим, насколько вам удалось запомнить сказку. (Работа с интерактивным пособием и раздаточным материалом)
Комментариев нет:
Отправить комментарий