Цель: Формирование лексических навыков бурятского языка у детей дошкольного возраста на основе образовательной деятельности по экологии.
Задачи: Закрепление введенных раннее речевых материалов: Һалхин, байгаали, дулаан –хүйтэн, наратай –бүрхэг, саһатай –саһагүй, һалхитай – һалхигүй, муухай – сэбэр, зүб – буруу, болохо – болохогүй, нэмэхэ, хороохо, болохо, счёт.
Формирование речевых навыков в разных ситуациях.
Развитие умения детей понимать обращенную к ним речь;
Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Материалы и оборудования: ноутбук или экран, проектор, музыка һалхин, видеоролик «Байгаалияа гамная!», презентация «Сэбэр -Муухай», «Зүб-буруу», бумага, пластиковые бутылки, батарейки. три контейнера для раздельного сбора мусора «бумага», «пластик», «батарейки», картины природы –чистая и загрязненная, фотография реальных контейнеров, картины природы детям на выбор. Герой – Һалхин.
Предварительная работа: ежедневное наблюдение за погодой, природой
Ход занятия:
Сидят гости, под музыку заходит Һалхин, проверяет мусорное ведро, показывает свое возмущение и раскидывает мусор по кабинету и среди них оставляет флешку.
Приходят дети с педагогом: - ой, что здесь было? Что случилось? Кто здесь был? Вы не знаете, гости дорогие?
Гости: - Ветер - Һалхин
Багша: - Һалхин? Всё понятно! Значит на улице поднялся ветер? И разбросал везде мусор.
- Ай-яй-яй, ну ничего страшного. Намда иимэ корзинанууд бии. Энэ корзина соо саарһан, энэ корзина соо хууха, энэ корзина соо батарейкануудые суглуулдагби. Үхибүүд, туһалыт даа намдаа, суглуулыт даа сугтаа. (ребята, давайте все соберем). А я разыграю автомат-крышки этих контейнеров, только вы мне говорите что приносите, буду вам открывать нужный контейнер.
(дети находят также флешку, багша предлагает сначала отметить календарь погоды, а затем посмотреть флешку)
-Давайте же, сначала отметим сегодняшнюю погоду. Газаа мүнѳѳдэр ямар бэ? (дети отвечают и выбирают нужную картину: дулаан - хүйтэн, наратай – бүрхэг, саһатай – саһагүй, һалхитай – һалхигүй)
Багша: Теперь посмотрим, какое послание, что же нам оставил ветер?
1-ый видеоролик: Видеоролик «Байгаалияа гамнагты!»
Багша: Какую важную информацию оставил нам һалхин. Кажется, его очень сильно беспокоит состояние природы.
Мы говорим - Байгаали. Посмотрите еще на эти картины и скажите пожалуйста:
2-ая презентация «Сэбэр - муухай»
- Эндэ байгаали ямар бэ? (Какая здесь природа?)
- сэбэр (чистая)
– байгаали муухай (загрязненная)
Багша: Практически все вещи по истечении какого-то времени ломаются и становятся ненужным и тогда приходится людям их выкидывать.
Ребята как вы думаете, разве ветер виноват в том, что у нас везде валяются бумаги, пакеты и вообще любой мусор? Что может быть причастен к такому беспорядку в природе? (…)
Музыка «Шум ветра»
приходит Һалхин, замечает, что мусор собран, хвалит.
Һалхин: Вот молодцы ребята, не разбрасываете значит мусор где и как попало. Весь мусор убрали, собрали все. Я сейчас проверю: Эндэ саарһан - зүб, эндэ хууха - зүб, эндэ батарейканууд – зүб. Молодцы, ребята.
Пролетелся я по городу, собрал ещё несколько пакетов батареек, бумаг и пластиковых бутылок, поможете разобрать их правильно?
Һалхин: Спасибо-баярлаа. Как было бы замечательно, если все научились собирать мусор так же как и вы… - раздельно. А потом сдавали бы в пункты приема.
- Ну что-ж, мне пора лететь дальше. Полечу …. По всем районам пролечусь,… по степи родной, родной нашей Бурятии. Посмотрю, как там люди живут….
Багша: Попрощаемся, скажем дружно «Баяртай».
3-я презентация «Зүб - буруу».
Багша: А я предлагаю посмотреть ещё несколько картин и ответить где люди поступают правильно, а где неправильно. (ответы детей «Зүб или буруу»)
(Музыка «Бурятская скрипка»)
Багша: Есть ещё у меня книга, называется «Хэндэшье хэрэгтэй һургаал заабаринууд».
- В этой книге написаны народные поверья. (Культурное наследие бурятского народа). Поверья, к которым еще с давних времен прислушиваются наш народ.
Вы знаете, что, испокон веков люди передают друг другу свои знания и умения, из поколения в поколение. Вот и бережному отношению к природе нас учили с детства, наши родители, дедушки и бабушки.
Так, в давние времена, буряты настолько чтили природу, что обувь шили с загнутым передом. Это было для того чтобы лишний раз не повреждать почву земли. Говорят, что есть хозяин воды, земли и гор. Мы их не видим, но они видят всех. Говорят, они очень сильно расстраиваются, когда люди не берегут природу.
Вот несколько поверьев, связанные с олицетворением и почитанием природы:
1. Примета: Нельзя плевать на землю.
Почему: наши предки считают, что земля дает пищу всем, поэтому она священна и не терпит к себе пренебрежительного отношения, в том числе плевков.
2. Примета: Нельзя рубить деревья, срывать растения без надобности.
Почему: Это поверье касается священных чащ. Срубив дерево или нарвав растения можешь разозлить хозяев земли священных мест.
3.Примета: нельзя рубить одинокое дерево, которая стоит в начале леса.
Почему: Дерево может иметь хозяина.
4. Нельзя чтоб в воду попадала кровь, грязь. Нельзя в реках мыться и стираться. Есть хозяин воды – Лусууд. Он очень строг и может наказать.
- Вот мы и посмотрели все, что оставил нам ветер, запомнили полезные советы и некоторые правила. Рефлексия. Вопросы детям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий