«Хэндэшье хэрэгтэй һургаал заабаринууд»

Цель: Формирование лексических навыков бурятского языка у детей дошкольного возраста на основе образовательной деятельности по экологии.

Задачи: Закрепление введенных раннее речевых материалов: Һалхин, байгаали, дулаан –хүйтэн, наратай –бүрхэг, саһатай –саһагүй, һалхитай – һалхигүй, муухай – сэбэр, зүб – буруу, болохо – болохогүй, нэмэхэ, хороохо, болохо, счёт.

Формирование речевых навыков в разных ситуациях.

Развитие умения детей понимать обращенную к ним речь;

Воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Материалы и оборудования: ноутбук или экран, проектор, музыка һалхин, видеоролик «Байгаалияа гамная!», презентация «Сэбэр -Муухай», «Зүб-буруу», бумага, пластиковые бутылки, батарейки. три контейнера для раздельного сбора мусора «бумага», «пластик», «батарейки»,  картины природы –чистая и загрязненная, фотография реальных контейнеров, картины природы детям на выбор. Герой  – Һалхин.

Предварительная работа: ежедневное наблюдение за погодой, природой

Ход занятия:

Сидят гости, под музыку заходит Һалхин, проверяет мусорное ведро, показывает свое возмущение и раскидывает мусор по кабинету и среди них оставляет флешку.

Приходят дети с педагогом: - ой, что здесь было? Что случилось? Кто здесь был? Вы не знаете, гости дорогие?

Гости: - Ветер - Һалхин

Багша: -  Һалхин? Всё понятно! Значит на улице поднялся ветер? И разбросал везде мусор. 

- Ай-яй-яй, ну ничего страшного. Намда иимэ корзинанууд бии. Энэ корзина соо саарһан, энэ корзина соо хууха, энэ корзина соо батарейкануудые суглуулдагби. Үхибүүд, туһалыт даа намдаа, суглуулыт даа сугтаа. (ребята, давайте все соберем). А я разыграю автомат-крышки этих контейнеров, только вы мне говорите что приносите, буду вам открывать нужный контейнер.

(дети находят также флешку, багша предлагает сначала отметить календарь погоды, а затем посмотреть флешку)

-Давайте же, сначала отметим сегодняшнюю погоду. Газаа мүнѳѳдэр ямар бэ? (дети отвечают и выбирают нужную картину: дулаан - хүйтэн, наратай – бүрхэг, саһатай – саһагүй, һалхитай – һалхигүй)

Багша: Теперь посмотрим, какое послание, что же нам оставил ветер?

1-ый видеоролик: Видеоролик  «Байгаалияа гамнагты!»

Багша:  Какую важную информацию оставил нам һалхин. Кажется, его очень сильно беспокоит состояние природы.

Мы говорим - Байгаали. Посмотрите еще на эти картины и скажите  пожалуйста: 

2-ая презентация  «Сэбэр - муухай»

- Эндэ байгаали ямар бэ? (Какая здесь природа?)

- сэбэр (чистая)

– байгаали муухай (загрязненная)

Багша: Практически все вещи по истечении какого-то времени ломаются и становятся ненужным и тогда приходится людям их выкидывать. 

Ребята как вы думаете, разве ветер виноват в том, что у нас везде валяются бумаги, пакеты и вообще любой мусор?  Что может быть причастен к такому беспорядку в природе? (…) 

Музыка «Шум ветра»

приходит Һалхин, замечает, что мусор собран, хвалит.

Һалхин: Вот молодцы ребята, не разбрасываете значит мусор где и как попало. Весь мусор убрали, собрали все. Я сейчас проверю: Эндэ саарһан - зүб, эндэ хууха - зүб, эндэ батарейканууд – зүб. Молодцы, ребята.

Пролетелся я по городу, собрал ещё несколько пакетов батареек, бумаг и пластиковых бутылок, поможете разобрать их правильно? 

Һалхин: Спасибо-баярлаа. Как было бы замечательно, если все научились собирать мусор так же как и вы… - раздельно. А потом сдавали бы в пункты приема. 

- Ну что-ж, мне пора лететь дальше. Полечу ….  По всем районам пролечусь,… по степи родной, родной нашей Бурятии. Посмотрю, как там люди живут….

Багша: Попрощаемся, скажем дружно «Баяртай».

3-я презентация «Зүб - буруу».

Багша: А я предлагаю посмотреть ещё несколько картин и ответить где люди поступают правильно, а где неправильно. (ответы детей  «Зүб или буруу»)

(Музыка «Бурятская скрипка»)

Багша:  Есть ещё у меня книга, называется «Хэндэшье хэрэгтэй һургаал заабаринууд». 

 

- В этой книге написаны народные поверья. (Культурное наследие бурятского  народа). Поверья, к которым еще с давних времен прислушиваются наш народ. 

Вы знаете, что, испокон веков люди передают друг другу свои знания и умения, из поколения в поколение. Вот и бережному отношению к природе нас учили с детства, наши родители, дедушки и бабушки. 

Так, в давние времена, буряты настолько чтили природу, что обувь шили с загнутым передом. Это было для того чтобы лишний раз не повреждать почву земли. Говорят, что есть хозяин воды, земли и гор. Мы их не видим, но они видят всех. Говорят, они очень сильно расстраиваются, когда люди не берегут природу. 

Вот несколько поверьев, связанные с олицетворением и почитанием природы:

1. Примета: Нельзя плевать на землю.

Почему: наши предки считают, что земля дает пищу всем, поэтому она священна и не терпит к себе пренебрежительного отношения, в том числе плевков.

2. Примета: Нельзя рубить деревья, срывать растения без надобности.

Почему: Это поверье касается священных чащ. Срубив дерево или нарвав растения можешь разозлить хозяев земли священных мест.

3.Примета: нельзя рубить одинокое дерево, которая стоит в начале леса.

Почему: Дерево может иметь хозяина. 

4. Нельзя чтоб в воду попадала кровь, грязь. Нельзя в реках мыться и стираться. Есть хозяин воды – Лусууд. Он очень строг и может наказать.

- Вот мы и посмотрели все, что оставил нам ветер, запомнили полезные советы и некоторые правила. Рефлексия. Вопросы детям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий