Цель: Формирование лексических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Учить называть на бурятском языке героев сказки «Гэрхэн» «Теремок»
Формировать лексические и речевые навыки.
Воспитывать интерес к сказкам, бережное отношение и любовь к животным.
Аудирование: Томо бэшэ – жаахан, оруулыт намайгаа
Лексика: Гэрхэн, гэр, хулгана, баха, шандаган, үнэгэн, шоно, баабгай, гүйнэ, ябана, орогты.
Речевые модели: Томо гэр, жаахан гэр, хулгана гүйнэ, баха гүйнэ, шандаган гүйнэ, үнэгэн гүйнэ, шоно гүйнэ, баабгай ябана. Та хэм та? Оруулыт намайгаа
I. Интерактивное рассказывание сказки с предъявлением лексического минимума для его освоения детьми старшего дошкольного возраста.
Я хочу Вам рассказать одну сказку. Сказка называется «Гэрхэн». Сказка всем известная и вы ее очень хорошо знаете. Сказку я буду рассказывать с новыми словами, услышите новые слова – повторяйте – проговаривайте и запоминайте. Дальше, мне будет нужна ваша помощь.
Есть у меня коробочка, не простая, а волшебная.
Повторите за мной слова она и откроется! (фонетическая зарядка)
Стоит в поле «Гэрхэн». Томо бэшэ – жаахан.
Как то раз бежала мимо гэрхэн – хулгана. Гүйнэ, гуйнэ…. видит – Гэрхэн стоит. Прибежала и постучалась: тук-тук. Никто не отзывается, тогда зашла хулгана и стала в нём жить.
Бежит мимо баха. гүйнэ, гүйнэ… видит – Гэрхэн стоит. Прибежала и постучалась: тук-тук.
А оттуда тоненьким голосочком спрашивает хулгана: - Та хэм тэ?
Баха отвечает: - Би баха, та хэм тэ?
А оттуда тоненьким голосочком отвечает: - Би хулгана!
-Оруулыт намайгаа –просится баха,
- Орогты –разрешила хулгана. Стали они вдвоем жить-поживать да добра наживать.
Бежит мимо шандаган: гүйнэ, гүйнэ… видит – Гэрхэн стоит. Прибежала и постучалась: тук-тук.
А оттуда спрашивают: - Та хэм тэ?
Шандаган отвечает: - Би шандаган, та хэм тэ?
А оттуда отвечают: - Би хулгана! Би баха!
-оруулыт намайгаа –просится шандаган.
- Орогты –разрешили они. Стали они втроем, жить-поживать да добра наживать.
Бежит мимо үнэгэн: гүйнэ, гүйнэ… видит – Гэрхэн стоит. Прибежала и постучалась: тук-тук.
А оттуда спрашивают: - Та хэм тэ?
отвечает: - Би үнэгэн, та хэм тэ?
А оттуда отвечают: - Би хулгана! Би баха! Би шандаган!
-оруулыт намайгаа –просится үнэгэн.
- Орогты –позвали они. Стали они вчетвером, жить-поживать да добра наживать.
Бежит мимо шоно: гүйнэ, гүйнэ… видит – Гэрхэн стоит. Прибежал и постучалась: тук-тук-тук.
А оттуда спрашивают: - Та хэм тэ?
Волк отвечает: - Би шоно, та хэм тэ?
А оттуда отвечают: - Би хулгана! Би баха! Би шандаган! Би үнэгэн!
-оруулыт намайгаа –просится шоно.
- Орогты –разрешили они. Стали они впятером, жить-поживать да добра наживать.
Идет мимо баабгай: ябана, ябана… видит – Гэрхэн стоит. Подошел и стучится: тук-тук-тук.
А оттуда спрашивают: - Та хэм тэ?
Медведь отвечает: - Би баабгай, та хэм тэ?
А оттуда отвечают: - Би хулгана! Би баха! Би шандаган! Би үнэгэн! Би шоно!
-оруулыт намайгаа –просится баабгай.
- үгы, үгы, -все хором закричали – баабгай томо, гэрхэн заахан.
- оруулыт намайгаа –еще больше просится баабгай. Пожалели они, и
- Орогты –позвали они. Баабгай зайти не смог и решил забраться на крышу. Забрался, а тут гэрхэн сломался. Все разбежались. Баабгай растроился и стал думать, что ему делать. Думал-думал и придумал! И баабгай позвал всех: -Ерыт наашаа! Когда все собрались, предложил построить уже не гэрхэн а гэр, жаахан бэшэ, а томо гэр. Построили и стали они все жить-поживать да добра наживать.
Вот и сказке конец, а кто слушал МОЛОДЕЦ!
Воспитатель: А подскажите ребята мне пожалуйста, правильно ли я запомнила, что первым гэрхэн нашел шандаган? А верно ли что баабгай томо по сравнению с хулгана? Гэрхэн сломал шоно?
II. Интерактивное закрепление лексического навыка с опорой на модели.
- Есть у меня волшебные карточки, которые помогут еще правильно запомнить сказку. Давайте рассмотрим их. Они помогут нам лучше запомнить сказку. Называйте что увидите, как вы думаете, что эти фигурки обозначают?
• энэ юун бэ? Кто первым нашел гэрхэн?
• А затем прибежал? И т.д.
• Построили они другой дом? Какой – ямар?
III. Интерактивная проверка знания лексического минимума с опорой на эталонное аудирование.
А теперь немного с вами поиграем. Проверим, насколько вам удалось запомнить сказку. (Работа с интерактивным пособием и раздаточным материалом)
После игры : Вот мы и поиграли, пришло время возвращаться в группу. Давайте попрощаемся и скажем дружно БАЯРТАЙ!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий