Сказка «Гэрхэн»

Цель: Формирование лексических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Учить называть на бурятском языке героев сказки «Гэрхэн» «Теремок» 

               Формировать лексические и речевые навыки.

               Воспитывать интерес к сказкам, бережное отношение и любовь к животным.

Аудирование: Томо бэшэ – жаахан, оруулыт намайгаа

Лексика: Гэрхэн, гэр, хулгана, баха, шандаган, үнэгэн, шоно, баабгай, гүйнэ, ябана, орогты.

Речевые модели: Томо гэр,  жаахан гэр, хулгана гүйнэ, баха гүйнэ,  шандаган гүйнэ, үнэгэн гүйнэ, шоно гүйнэ, баабгай ябана. Та хэм та? Оруулыт намайгаа


I. Интерактивное рассказывание сказки с предъявлением лексического минимума для его освоения детьми старшего дошкольного возраста.

Я хочу Вам рассказать одну сказку. Сказка называется «Гэрхэн». Сказка всем известная и вы ее очень хорошо знаете. Сказку я буду рассказывать с новыми словами, услышите новые слова – повторяйте – проговаривайте и запоминайте. Дальше, мне будет нужна ваша помощь.

Есть у меня коробочка, не простая, а волшебная. 

Повторите за мной слова она и откроется! (фонетическая зарядка)

Стоит в поле «Гэрхэн». Томо бэшэ – жаахан.

Как то раз бежала мимо гэрхэн – хулгана. Гүйнэ, гуйнэ…. видит – Гэрхэн стоит. Прибежала и постучалась: тук-тук. Никто не отзывается, тогда зашла хулгана  и стала в нём жить. 

Бежит мимо баха. гүйнэ, гүйнэ… видит – Гэрхэн стоит. Прибежала и постучалась: тук-тук.

А оттуда тоненьким голосочком спрашивает хулгана: - Та хэм тэ?

Баха отвечает: - Би баха, та хэм тэ?

А оттуда тоненьким голосочком отвечает: - Би хулгана!

-Оруулыт намайгаа –просится баха,

- Орогты –разрешила хулгана. Стали они вдвоем жить-поживать да добра наживать.

Бежит мимо шандаган: гүйнэ, гүйнэ… видит – Гэрхэн стоит. Прибежала и постучалась: тук-тук.

А оттуда спрашивают: - Та хэм тэ?

Шандаган отвечает: - Би шандаган, та хэм тэ?

А оттуда отвечают: - Би хулгана! Би баха!

-оруулыт намайгаа –просится шандаган.

- Орогты –разрешили они. Стали они втроем, жить-поживать да добра наживать.

Бежит мимо үнэгэн: гүйнэ, гүйнэ… видит – Гэрхэн стоит. Прибежала и постучалась: тук-тук.

А оттуда спрашивают: - Та хэм тэ?

отвечает: - Би үнэгэн, та хэм тэ?

А оттуда отвечают: - Би хулгана! Би баха! Би шандаган!

-оруулыт намайгаа –просится үнэгэн.

- Орогты –позвали они. Стали они вчетвером, жить-поживать да добра наживать.

Бежит мимо шоно: гүйнэ, гүйнэ… видит – Гэрхэн стоит. Прибежал и постучалась: тук-тук-тук.

А оттуда спрашивают: - Та хэм тэ?

Волк отвечает: - Би шоно, та хэм тэ?

А оттуда отвечают: - Би хулгана! Би баха! Би шандаган! Би үнэгэн!

-оруулыт намайгаа –просится шоно.

- Орогты –разрешили они. Стали они впятером, жить-поживать да добра наживать.

Идет мимо баабгай: ябана, ябана… видит – Гэрхэн стоит. Подошел и стучится: тук-тук-тук.

А оттуда спрашивают: - Та хэм тэ?

Медведь отвечает: - Би баабгай, та хэм тэ?

А оттуда отвечают: - Би хулгана! Би баха! Би шандаган! Би үнэгэн! Би шоно!

-оруулыт намайгаа –просится баабгай.

- үгы, үгы, -все хором закричали – баабгай томо, гэрхэн заахан.

- оруулыт намайгаа –еще больше просится баабгай. Пожалели они, и

- Орогты –позвали они. Баабгай зайти не смог и решил забраться на крышу. Забрался, а тут гэрхэн сломался. Все разбежались. Баабгай растроился и стал думать, что ему делать. Думал-думал и придумал! И баабгай позвал всех: -Ерыт наашаа! Когда все собрались, предложил построить уже не гэрхэн а гэр, жаахан бэшэ, а томо гэр. Построили и стали они все жить-поживать да добра наживать.

Вот и сказке конец, а кто слушал МОЛОДЕЦ!

Воспитатель: А подскажите ребята мне пожалуйста, правильно ли я запомнила, что первым гэрхэн нашел шандаган? А верно ли что баабгай томо по сравнению с хулгана?  Гэрхэн сломал шоно?

II. Интерактивное закрепление лексического навыка с опорой на модели.

- Есть у меня волшебные карточки, которые помогут еще правильно запомнить сказку. Давайте рассмотрим их.  Они помогут нам лучше запомнить сказку. Называйте что увидите, как вы думаете, что эти фигурки обозначают?

энэ юун бэ? Кто первым нашел гэрхэн?

А затем прибежал? И т.д.

Построили они другой дом? Какой – ямар? 


III. Интерактивная проверка знания лексического минимума с опорой на эталонное аудирование. 

    А теперь немного с вами поиграем. Проверим, насколько вам удалось запомнить сказку. (Работа с интерактивным пособием и раздаточным материалом)

После игры : Вот мы и поиграли, пришло время возвращаться в группу. Давайте попрощаемся и скажем дружно БАЯРТАЙ!!!




Комментариев нет:

Отправить комментарий